суббота, 24 января 2009 г.

Ямамото Цунэтомо "Хагакуре - Сокрытое в листве" и Юдзан Дайдодзи "Будосёсинсю"


Ямамото Цунэтомо(1659—1719), самурай, автор сборника Хага́курэ (яп. 葉隱 (葉) «Сокрытое в листве»), или Хага́курэ Кики́гаки (яп. 葉聞書 «Записи о сокрытом в листве») — это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая, вассала Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн (в наши дни это часть префектур Сага и Нагасаки в Японии). Цурамото Тасиро выбрал эти комментарии из его личных бесед с Цунэтомо в период с 1709 по 1716 годы; дошедший до нас вариант состоит из 1300 коротких историй. Собрание не публиковалось в течение многих лет. Хагакурэ также известно как «Сборник Набэсима» или «Сборник Хагакурэ».
«Хагакурэ» — это проповедь бусидо, кодекса чести самурая. Оно провозглашает бусидо, как «Путь умирания», или «жизнь так, как будто ты уже мёртв». Согласно «Хагакурэ», самурай готов умереть в любой момент, в знак преданности своему повелителю. Например, оно гласит: «Если все в мире не более чем притворство, искренна одна лишь смерть». Истории из «Хагакурэ» зачастую повествуют как о смерти, убийстве и суициде, так и военном стоицизме, боевой доблести. «Хагакурэ» изложено отдельными частями, подчеркивающими роль самураев в мирное время. Отдельные главы указывают на так называемые «старые времена» и подразумевают нарастающую слабость класса самураев эпохи Цунэтомо.
«Хагакурэ» не получало широкого распространения в течение десятилетий после смерти Цунэтомо. Однако особый интерес к «Хагакурэ» проявился в начале 20-го века, и в 1930 году оно стало самым знаменитым образцом идей бусидо в Японии. После Второй Мировой Войны, под воздействием волны пацифизма, «Хагакурэ» сыскало себе дурную славу в японском обществе, как проповедь национального милитаризма. «Хагакурэ» осталось очень популярным среди читателей за пределами Японии, главным образом благодаря творчеству Юкио Мисимы, в некоторых из книг позднего периода творчества которого затрагивается система моральных принципов бусидо. Вклад в популяризацию «Хагакурэ» также внёс режиссёр Джим Джармуш, представивший в 1999 году свой фильм «Пес-призрак: Путь самурая», наполненный цитатами из источника.
После смерти своего повелителя, решением сегуна Токугава, Цунэтомо было отказано в совершении сэпуку, ритуального самоубийства. Интересен тот факт, что сам Цунэтомо никогда не участвовал в сражениях и не был вовлечён ни в одну дуэль.


Бусидо

Бусидо́ (яп. 武士道 бусидо:, «путь воина») —этический кодекс поведения воина (самурая) в средневековой Японии. Кодекс Бусидо требовал от воина безусловного подчинения своему господину и признания военного дела единственным занятием, достойным самурая. Кодекс появился в период XI-XIV веков и был формализован в первые годы сегуната Токугава.
Представления о чести в разные эпохи несколько различались, так, например, во время войны Гэмпэй полагалось перед поединком громко прокричать своё имя, подвиги предков и прочую родословную, а во времена Сэнгоку вполне нормальным считалось напасть без всякого предупреждения, полагаясь на искусство первого удара — иай-дзюцу. Кроме того, во время войны Гэмпэй сражения нередко были похожи на череду дуэлей один-на-один, а во времена Сэнгоку даже вне поле боя напасть втроём на одного считалось нормальным.
По этому кодексу в старину воспитывался класс самураев; этот кодекс до такой степени национален, что его называют «душой Японии».
В кодексе «Бусидо» слились четыре учения. Мы находим здесь прежде всего влияние буддизма, который внес в «Бусидо» спокойную веру в судьбу, стоицизм в виду опасности, презрение к смерти; синтоизм внес учения о культе предков, сыновнюю почтительность, уважение к старшим и вообще лояльность.
В «Бусидо», наконец, вошли этические правила из учения Конфуция и Мэн-цзы. Высшие добродетели, по учению последних — правдивость, мужество, милосердие и мудрость.
Слово самурай происходит от глагола сабурау — «охранять, служить», и первоначально имело значение «личный слуга». Впоследствии его смысл сузился до понятия «вооруженный слуга», в то время — определенный тип воина.
Религиозной подоплекой морально-этических норм самураев было конфуцианство и дзен-буддизм. Конфуцианство предполагает твердую и глубокую систему, опираясь на которую воин может справиться со своими задачами. Дзен, чуждый всякой церемониальности и академизма, основывается на личной воле и самодисциплине посвященного. Дзэн — это буддизм действия и интуиции, а не интеллектуализации, это движение вперед, а не обращение к прошлому. В качестве необходимого условия духовного освобождения дзэн утверждает ценность не только уверенности в своих силах, но и самоотречения, или выхода за пределы жизни и смерти. Долг воина — сражаться и умирать, и дзэн через собственную трансцендентную установку дает воину духовную тренировку, необходимую для неукоснительного исполнения своего предназначения.
Сам дзэн заключает в себе и некий парадокс: он проповедует опору на собственную интуицию («не полагаться на сутры»), но при этом и говорит о почтении к Учению и соответствующем Учению действии. И здесь воин находит принцип суровой и строгой дисциплины гармонично сочетающийся с ученым знанием.Наконец, следует сказать и о китайских военных канонах, которые завоевали восхищение и уважение не только японских полководцев, но и ученых и поэтов. Все японские военачальники читали эти каноны и постигали мудрость китайской военной стратегии. Их упоминают Имагава Рёсюн и Като Киёмаса, их обычно цитирует Такэда Нобусигэ, к сочинениям которых мы обращаемся в своем исследовании. Китайские военные трактаты дают не только чисто тактические советы. Они также утверждают принципы и нормативы, призванные сформировать дух воина:

Поэтому военное правило гласит: следует полагаться не на то, что враг не пришел, а на то, что ты ждешь его; следует полагаться не на то, что враг не атакует, а на то, что ты неуязвим

Сунь-цзы

Даже когда в поднебесной мир, благородный муж держит меч рядом с собой

У-цзы

Чтобы понять мир японского воина, мы должны знать, как он смотрел на самого себя, поэтому источниками к нашему исследованию послужат сочинения самих самураев.
Наиболее подходящей в нашем случае является книга Юдзана Дайдодзи — Будосёсинсю, наиболее полно и доходчиво отражающая всю суть буси-до. Эта книга включает в себя 56 основных «заповедей», которых должен придерживаться самурай в своей жизни, в своем служении. Собственно, заповеди эти сводятся к соответствию характера самурая главным качествам, необходимым «личному слуге». В соответствии с буси-до самурай должен всегда быть в хорошей физической форме, профессионально владеть мечом, луком, а также (что немаловажно) обладать навыками конной езды. Первое о чем всегда должен помнить самурай — это смерть.

Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра как он берет в руки палочки чтобы вкусить новогоднюю трапезу до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что он должен умереть

Юдзан Дайдодзи здесь имеет виду, что самурай не должен думать о прошлом или будущем, он должен жить так, будто каждое мгновение — последнее. Только не оборачиваясь назад и не глядя вперед, самурай сможет всегда хранить верность своему хозяину, быть почтителен с родителями, и прожить жизнь достойно. Самурай обязан всегда быть верным своему господину и преданным своей стране.

На службе господину или же при дворе следует думать не о ста людях, и не о тысяче, а только о благе господина

Ходзё Сигэтоки

Самурай должен во всем подчиняться своему господину, во всем следовать его воле, и ценит жизнь господина во сто крат больше чем свою собственную. Тоже касается и родины — самурай должен ставить благо отечество превыше своего собственного.

Господин навлечет на себя наказание, наложенное на его вассалов, а вассалы пострадают от наказания, наложенного на господина. Господин и слуга не должны беспечно относиться друг к другу

Асакура Норикагэ

Должно всегда любить и почитать родителей и родственников, испытывать привязанность к братьям.

Никогда, даже в шутку, нельзя пренебрегать наставлениями родителей. И хотя едва ли найдется хоть один родитель, который учил бы ребенка не для его же блага, детей, которые бы следовали наставлениям родителей, очень мало

Ходзё Сигэтоки

Необходимо всегда выслушивать своих родителей, даже если они говорят что-то ошибочное

Ходзё Сигэтоки

Будь преданным родителям, даже плохим

Юдзан Дайдодзи

Этот принцип основывается, помимо простого чувства долга, еще на одном основополагающем суждении — если самурай не чтит своих родителей, которые столько сделали для него, то как же он будет относиться к своему хозяину в тяжелые времена, когда тот не сможет ничего сделать для блага своего слуги? К жене и детям также стоит относиться с почтением. Не следует ставить себя выше жены и детей только потому что они женщины и дети.

Если жена и дети что-то говорят тебе, выслушай их внимательно. Если они скажут что-нибудь неразумное, считай это свойством природы женщин и детей. Более того, если их слова обоснованы, удивись и похвали их, дабы в последующем они говорили бы в той же манере.

Ходзё Сигэтоки

Самураю должны быть свойственны братская любовь и братская взаимопомощь и взаимоуважение.

При любых обстоятельствах вы, старшие и младшие братья, Должны быть единой семьей. Оставайтесь верными дому, помогайте друг другу, не отступайте от справедливости и мужества и не позорьте честь нашего клана…

Тории Мототада

Второе о чём всегда должен помнит самурай — это путь. Всегда, днем и ночью, на службе и на отдыхе, самурай должен оставаться верным пути.

…Отрицайте себя и следуйте долгу. Отрицать себя значит целиком посвящать себя выполнению одной задачи. Отрицать себя значит также побеждать желания. Следовать долгу означает возвращаться на путь. Следовать долгу — Путь, которому должен следовать человек. Если вы делаете только то, что вам нравится, вы отклоняетесь от истинного Пути. Возвращаясь к принципам, вы снова возвращаетесь на Путь. Поэтому следование Пути и следование долгу — одно и тоже

Миямото Мусаси

Помимо верности от самурая требуется еще и вежливость. Во-первых самурай не имеет права сплетничать и дерзить. Это невежливо по отношению к окружающим и к его господину, кому бы он ни дерзил, и о ком бы он ни распускал сплетни.

Самурай, находящийся на службе господину, не должен судачить о замеченных им ошибках и проступках товарищей. Ему не следует забывать о том, что сам он не является ни божеством, ни совершенномудрым, и за долгий период времени наверняка совершил не меньше ошибок и проступков

Юдзан Дайдодзи

Это высказывание свидетельствует о том, что не имеет права вслух высказывать критику в адрес других, так как сам «не без греха».

Тот, кто не проявляет соперничества в отношениях с другими, ведет себя вежливо. Только люди могут быть вежливыми. Когда встречаются невежливые люди, сразу же вызывают друг друга на поединок. Такие люди ничем не отличаются от зверей и птиц

Миямото Мусаси

Таким образом из этой цитаты понятно, что тот, кто не обладал таким важным качеством как вежливость среди самураев приравнивался к животному, а значит самураем вообще не считался. Как отдельный аспект вежливости следует рассматривать скромность. Самурай не должен кичиться и хвастаться своими подвигами (к которым, однако, обязан стремиться). Это считается невежливым и недостойным настоящего самурая. Если победа или подвиг действительно достоин внимания и похвалы его оценят и без твоего напоминания.

Порой случается так, что самурай, совершив выдающийся поступок, может подумать, будто все теперь должны восхищаться им…А господин, тем не менее может придерживаться другого мнения…И если тогда самурай, видя, что господин никак не проявляет свою признательность, начинает выражать недовольство, теряет выдержку, каждый день ворчит и жалуется и исполняет свои обязанности вполсилы — значит он просто недалекий человек.

Юдзан Дайдодзи

Так как Эпоха Самураев состояла не только из одних бесконечных войн, вниманием нельзя обойти и культуру. В раннюю эпоху расцвета самураев, особое внимание уделяли обучению ребенка прежде всего боевым искусствам и военному делу, а о его культурном развитии думали в последнюю очередь. Но времена менялись. С прекращением войн приоритеты тоже изменились. Стали больше внимания уделять искусствам несколько другого рода как то: живопись стихосложение, каллиграфия и т. п. Именно в те времена и получило развитие следующее суждение:

Человек, не изучавший искусства поэзии, жалок. Поэтому изучай стихи. Будь благороден в речах. По одному единственному слову можно судить о том, каков человек

Ходзё Нагаудзи

Любому воину необходимы храбрость и решимость. Любому, вне зависимости от его положения в обществе. Без храбрости, как и без решимости, воин бесполезен. Что касается самураев, для них эти два понятия слились воедино и выступают под одним словом — Решимость. Решимость предполагает отсутствие всяких сомнений и колебаний.

Не бойтесь ничего. Того, кто боится, преследуют неудачи. Страх иногда допустим в обыденной жизни. Но в ответственный момент гоните страх прочь. Усомнившись хотя бы на мгновение, вы потерпите поражение

Миямото Мусаси

Усердие ценилось во все времена, во всех странах и во всех религиях. В буси-до усердие является средством самосовершенствования. Средством, действующим всегда, вне зависимости от безнадежности случая. Только будучи усердным в своем труде неуклюжий может стать ловок, глупый может стать мудрым, а дилетант мастером.

Без практики невозможно стать мастером. Это относится не только к изготовлению луков и мечей, но и к другим ремеслам, не говоря уже об изучении Буддизма, конфуцианства и даосизма. Неведение можно преодолеть, если настойчиво учиться. Тот, кто не совладал со своей врожденной глупостью, никогда не станет мудрым. Если вы настойчиво тренируетесь, вы постигаете мудрость своего искусства. Так, человек может быть глупым, но если он настойчиво занимается, его глупость исчезает, а вместо нее появляется мудрость

Миямото Мусаси

Твердость, сдержанность и хладнокровие — вот что требует от самурая сама жизнь. Неправильное выражение лица, ни к месту брошенная фраза — всё это может дорого обойтись самураю. Поэтому куда лучше и легче научиться сдерживать свои эмоции, чтобы они в один прекрасный день не подвели тебя.

Самурай должен умиротворять своё сердце и смотреть вглубь других

Сиба Ёсимаса

Примерно такое же значение в жизни самурая имеет терпеливость.

Нет ничего более постыдного для человека, чем выходить из себя. Как бы ты ни был разгневан, твоей первой мыслью должно быть успокоиться и спокойно и ясно оценить положение. Если ты прав, то гнев твой справедлив

Сиба Ёсимаса

Искренность является едва ли не главным качеством самурая. Ибо кому же нужен притворный слуга? Тот, кому не присуща искренность, будет притворяться и обманывать для получения собственной выгоды. Искреннему же человеку чуждо корыстолюбие. Такой человек прекрасно подходит как для исполнения обязанностей как казначея, так и военачальника так как ему свойственна неподкупность.

Если обладаешь искренним сердцем, то когда придет время совершить путешествие в ад, через гору Смерти для тебя будет проложена тропа, а через загробную реку для тебя будет переброшен мост. Искреннее сердце — это драгоценность, которую никогда и никуда не спрячешь. Пойми же сказанное мной. Искреннему сердце чужда алчность, и это поможет тебе в будущей жизни. Глубоко постигни этот мир снов, который проходит в мгновение ока

Ходзё Сигэтоки

Однако, своей значительностью искренность обязана не только здоровому прагматизму. Такое значение искренности имеет еще и религиозную подоплеку.

…Путь Конфуция — это путь искренности и симпатии. Искренность — то же, что и „природа ума“. Симпатия — тоже, что и „подобный ум“ или „единство“. Если природа ума или подобие ума достигнуты, ни одно из десяти тысяч дел не завершится неудачей

Такуан Сохо

Самураю приходилось, так или иначе, жить в обществе. Таким образом, вполне естественно, что самураю приходилось следить за своим авторитетом, хранить свою честь незапятнанной и иметь хорошую репутацию. Но это не совсем верное утверждение. Самураи старались прославить свое имя скорее для того, чтобы обрести покровительство богов, чем признание людей.

Любому самураю, независимо от его личных качеств, необходимо еще в молодости прославиться боевым мастерством, дабы обрести покровительство божеств. Ибо редко встречаются те, кто в юности прослыл неумелым, но потом все-таки овладел боевым искусством. Кроме того, даже если самурай, в молодости ставший искусным, будучи уже взрослым проявит свое неумение, какое-то время его репутация не пострадает. Вот почему нужно быть внимательным к таким вещам

Асакура Норикагэ

Ключевое место в самурайском быту занимает простота. Самурай не должен тратить много денег на обустройство своего жилья, покупку коня или же одежды.

Что касается одежды, сгодится любая, между хлопковой и шелковой. Тот, кто тратит много денег на одежду и тем самым подрывает благосостояние дома, заслуживает наказания

Като Киёсима

В целом, только знатные и богатые самураи могут позволить себе при выборе лошади обращать внимание на ее окраску и кожу. Самураи же низкого ранга в первую очередь должны помнить о том, что им нужна хорошая лошадь. И не имеет значения, нравится им ее цвет или нет, Есть ли у нее какие-либо метки на коже или нет, нравится она остальным или нет

Юдзана Дайдодзи

Не следует тратить много средств на обустройство женских покоев и детских комнат. Вполне достаточно довольствоваться их скромным убранством и заботиться только о том, чтобы не протекала крыша

Юдзана Дайдодзи

Но самое главное в человеке — праведность. В любом человеке. Возраст, пол, и положение в обществе не имеет значения. Но, как говорится, среди цветов красуется сакура, среди людей — самурай. Самурай должен максимально обладать этим качеством как лучший из людей. Что же такое праведность? В буси-до под понятием «праведность» подразумевается правдивость, добродетель, человечность, Путь, доброжелательность и т. д. Праведность — это то, что ценится выше человеческой жизни и человеческих желаний. Что-то светлое и чистое. Праведность — своеобразный идеал человеческого мышления

В этом мире много таких, которые не могут вынести оскорбления…и поэтому когда их оскорбили, они не задумываясь вступают в поединок и легко расстаются с жизнью. Это пример того, как следует ценить праведность и относиться к жизни легко. Это пример смерти за праведность, а не за богатство или жизнь. Или давайте посмотрим на тех, кто пал в бою; таких не счесть. Все они умерли за праведность. Имея это ввиду можно сказать, что все люди ценят праведность выше желания и жизни

Такуан Сохо

Праведность очень важна. По сути, праведность — это закон неба, дающий всему жизнь. Когда праведность входит в тело, ее называют природой человека. В других случаях ее называют правдивостью, добродетелью, человечностью и путем… когда речь идет о праведности, и при этом решаются общественные вопросы, ее роль — не допускать ошибки при высказывании мнений. Даже в смерти, если человек не руководствуется высшими идеалами, он далек от праведности. И все же найдутся люди, которые скажут, что если человек умер без сожаления, значит у него было это качество

Такуан Сохо

…Праведность — нечто чуждое пороку и составляющее суть человеческого ума. Если человек проявляет честность во всех своих действиях, ему присуща праведность

Такуан Сохо

Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысли на путь, который ты предпочел, и иди!
Невольно напрашивается вопрос: «Почему я должен умирать, когда это не выгодно? Почему я должен платить жизнью за ничто?». Это обычные рассуждения себялюбивых людей.
Когда надлежит сделать выбор, не позволяй мыслям о выгоде колебать свой ум. Принимая во внимание, что все мы предпочитаем лучше жить, чем умереть, это предпочтение определяет и наш выбор. Думай об ожидающем тебя бесчестии, когда ты, стремишься к выгоде, вдруг ошибаешься. Подумай о жалкой участи человека, который не добился цели и продолжает жить.
Когда ты потерпел фиаско в своих намерениях и расплачиваешься за свою неосмотрительность смертью – значит, твоя жизнь проведена бесцельно. Но помни, что твоя смерть не роняет твоего достоинства. Смерть не обесчестит.
Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль будет постоянно вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратиться в стальной щит. Если ты не можешь проследить свой путь прямо, открытыми глазами, с умом, свободным от путаных мыслей, ты не избежишь ошибок.
Выполнение долга должно стать безукоризненным, а твое имя незапятнанным.

Бусидо – путь воина – приказывает сражаться отчаянно, насмерть. «Любого противника, с которым ты сражаешься, считай настолько сильным, что с ним не управятся и десятки людей», - сказал Наосигэ из рода Набэсима.

Комментариев нет:

Отправить комментарий