суббота, 24 января 2009 г.

Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740-1814), вошедший в историю как маркиз де Сад (фр. marquis de Sade) — французский писатель, аристократ и философ. Он был проповедником абсолютной свободы, которая не была бы ограничена ни моралью, ни религией, ни правом, а основной ценностью жизни считал возможность достижения высшего личного наслаждения. По его имени сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли или унижений, получило (в работах сексолога Рихарда фон Крафт-Эбинга) название садизма (впоследствии слова садизм, садист стали употребляться и в более широком смысле).

Биография
Раннее детство
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился 2 июня 1740 года в замке Конде в Париже. Его отцом был Жан-Батист Жозеф Франсуа граф де Сад, который был потомственным наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же. До получения почетного титула он служил посланником при дворе кельнского курфюрста, затем — послом в России. Его мать — Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман — была фрейлиной принцессы де Конде.

Мать де Сада надеялась на то, что у её сына и юного наследника принца де Конде завяжутся тесные дружеские отношения, которые помогут Донасьену устроиться в жизни. Находясь при дворе, Мари-Элеонор смогла добиться разрешения принцессы играть её сыну с принцем. Но маленький де Сад не проявлял абсолютно никакого интереса к своему другу, а однажды даже подрался с ним, после чего был выслан из дворца, и отправился жить к своим родственникам в Прованс.
В 1745 году де Сада отправили жить к его дяде, аббату де Сад (аббат д’Эбрей), который должен был заниматься его воспитанием. Донасьен поселился в старинном замке, огражденном массивными каменными стенами. В нём находился большой подвал, в котором Донасьен любил оставаться на долгое время один. Память об этом месте де Сад сохранил на всю жизнь. Аббат де Сад помог мальчику познакомиться с мадам де Сен-Жермен, которая стала для последнего второй матерью, а также с Жаком-Франсуа Абле, который помогал Донасьену в учебе, а впоследствии стал управляющим в его доме.
В 1750 году, де Сад вместе со своим учителем, Жаком Абле, вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение в знаменитом Иезуитском корпусе (колледже д’Аркур). Донасьену приходилось жить в апартаментах Абле, из-за того, что к моменту его возвращения в столицу, мать де Сада развелась с отцом, переехав в принадлежащию ей резиденцию Кармелит, где и умерла в одиночестве в 1777 году.

Зрелые годы
В 1754 году, Донасьен поступил в кавалерийское училище, в надежде сделать военную карьеру. В 1755 году он получил звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка. В это время (1756—1763 гг.) в Европе разгорелась Семилетняя война, в которой маркиз де Сад принял активное участие. За заслуги в боях 14 января 1757 года он получил звание корнета карабинеров, а 21 апреля 1759 года — звание капитана кавалерии Бургонского полка. В 1763 году де Сад ушел в отставку в звании капитана кавалерии.
По возвращении в Париж Донасьен начал веcти активную светскую жизнь. Он стал ухаживать за младшей дочерью господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции. Но господин Монтрей был против этой свадьбы, зато он смог организовать свадьбу де Сада со своей старшей дочерью Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. 17 мая 1763 года с благословения короля Людовика XV и королевы они поженились. Но, имея буйный характер, де Сад не мог сидеть в новом доме, и поэтому посещал разные увеселительные заведения, а 29 октября он был даже заключен в башню замка Венсенн за скандальное поведение в доме свиданий, откуда был выпущен через пятнадцать суток.

Громкие скандалы и тюремные заключения
В 1764 году Донасьен де Сад занял пост своего отца, став королевским генеральным наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Жэ. В 1767 году 24 января умер граф де Сад. Донасьен Альфонс Франсуа унаследовал сеньориальные права в Лакосте, Мазане, Сомане и земли Ма-де-Кабак поблизости от Арля. 16 октября того же года в донесении бургундского инспектора Марэ появилась запись: «Вскоре мы снова услышим об ужасных поступках де Сада, который ныне старается уговорить девицу Ривьер из Оперы стать его любовницей, предлагая ей за это по двадцать пять луидоров в месяц. В свободные от спектаклей дни девица обязана будет проводить время с де Садом на вилле д’Арней. Девица, тем не менее, ответила отказом». В 1768 году Сад был привлечен к суду и заключен в замок Сомюр за насилие над женщиной француженки Розы Келлер. Некоторое время де Сад находился в замке под стражей. Затем инспектор бургундский Марэ, выполняя постановление суда Ла Турнель, забрал де Сада из замка Сомюр с заданием поместить задержанного в крепость Пьерре-Ансиз, недалеко от Лиона. Но 2 июня его перевели в тюрьму Консьержери в Париж, а через неделю по решению Людовика XV преследование было прекращено и де Сада обязали выплатить штраф в размере 100 луидоров.
В 23 августа 1770 года маркиз де Сад вновь поступил на военную службу в чине майора, а 13 маарта 1771 года он получил звание полковника кавалерии.
5 января 1772 маркиз де Сад пригласил знакомых дворян на премьеру комедии собственного сочинения, которую он поставил своими силами в родовом поместье Лакост. 27 июня того же года было возбуждено так называемое «Марсельское дело». В 10 часов утра маркиз де Сад вместе со своим лакеем поднялся в комнату девицы Борелли, по прозвищу Мариетт. В комнате также были еще три девушки — Роза Кост, Марионетта Ложе, Марианна Лаверн. Указанные лица, как засведетельствовано в полицейском протоколе, предавались в комнате с де Садом следующим занятиям: активная и пассивная флагелляция, анальный секс, от которого девушки, по их словам, отказались, употребление возбуждающих конфет, предложенных де Садом (на самом деле это была шпанская мушка, известная как вредный для здоровья афродизиак). В 9 часов утра 6 января де Сад навестил Маргариту Кост. По документам, маркиз предложил девушке заняться содомией, от чего та отказалась. Затем маркиз угостил Маргариту теми же самыми конфетами. Через несколько дней, с жалобами на боль в желудке, все девушки подают в полицию жалобу на маркиза. 4 июля французский суд вынес указ об аресте де Сада и его пажа. В замке Лакост был проведен обыск, но ничего запрещенного не было найдено. Маркиз де Сад, опасаясь судебного дела, бежал в неизвестном направлении. 3 сентября было вынесено решение королевского прокурора Марселя: «Маркиз де Сад и его слуга Латур, вызванные в суд по обвинению в отравлении и содомии, на суд не явились и обвиняются заочно. Их приговаривают к публичному покаянию на паперти кафедрального собора, затем их должны препроводить на площадь Святого Людовика с тем, чтобы отрубить де Саду голову на эшафоте, а помянутого Латура повесить на виселице. Тела де Сада и Латура должны быть сожжены, а прах — развеян по ветру». 11 сентября того же года Прованский парламент постановил привести в исполнение решение суда от 3 сентября. На следующий день (12 сентября) на одной из центральных площадей Эксе сожгли чучела де Сада и его лакея.
Но настоящая казнь так и не состоялось. Несколько дней спустя Де Саду и Латуру удалось сбежать из крепости, и они отправились в Италию, в Шамбери. После побега и еще до отъезда Донасьен уговаривает сестру свой жены поехать; последняя согласилась и отправилась вместе с ним в Италию, где у них завязался бурный роман. Узнав об этом, теща де Сада мадам де Монтрей добилась у французского короля так называемого lettre de cachet — королевское разрешение на арест и заточение под стражу любого лица без объяснения причин. 8 декабря по приказу короля Сардинии де Сада вместе со слугой арестовали в Шамбери и поместили в крепость Миолан, где они провели около пяти месяцев.
В 1773 года в ночь с 30 апреля на 1 мая де Сад, Латур и барон Алле де Сонжи совершили побег из означенной крепости. В осуществлении этого им помогла мадам де Сад. После этого Донасьен перебирается в свое родовое имение в Лакосте, где безвылазно живет весь 1774 год, опасаясь очередного ареста, угроза которого постоянно висела над ним. В момент пребывания маркиза в замке, его жена, мадам де Сад, собрала группу недовольных сексуальными извращениями своего хозяина и тайно покинула вместе с ними имение. В феврале 1775 года де Сад, устав от затворнической жизни, похищает трех местных девушек с целью совершения изнасилования. История о пропаже девушек быстро обошла всю местность, и расследование этого дела быстро завершилось. Де Сада обвинили в похищении девушек с целью совращения. Очередной скандал еще более усугубил и без того незавидное положение Донасьена. Не желая больше находиться в пустом замке и ожидать ареста, он в июле—декабре того же года под именем графа де Мазан побывал в Италии, где занимался изучением оккультных наук, а также записал ряд своих мировоззрений о науке и искусстве.
В 1776 году де Сад вернулся в Лакост. В октябре того же года Донасьен нанял в свой дом несколько молодых служанок, которые вскоре бежали, за исключением одной девушки — Катерины Триле (Catherine Trillet), которую Донасьен любил называть Жюстиной. 14 января 1777 года в Париже умерла мать де Сада, Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман. 17 января отец Катерины Триле, узнав чем может заниматься его дочь в замке маркиза, публично потребовал де Сада отпустить его дочь домой. Маркиз отказался, после чего разгневанный отец пробрался в Лакост и выстрелил в де Сада, но промахнулся и был схвачен стражей. 30 января Донасьен вместе с женой прибыл в Париж, чтобы повидать свою больную маму. Вскоре он получил известие о её смерти. 13 февраля инспектор Марэ арестовал де Сада, исполняя предписания lettre de cachet. Донасьен был заключен в Венсенский замок, в котором он провел 13 лет. 31 декабря дядя де Сада, аббат де Сад, скончался в своём замке.
27 мая 1778 года французский Король выдал разрешение де Саду обжаловать постановление от 11 сентября 1772 года. 14 июня Донасьен в сопровождении инспектора Марэ пребыл в Экс. 30 июня прованский парламент отменил решение марсельского суда, но приговорил маркиза к заточению в Венсенском замке. 16 июля по пути в замок де Саду удалось бежать из рук эскорта, и он укрылся в замке Лакост, но вскоре госпожа де Монтрей сообщила в полицию о местонахождении Донасьена, и инспектор арестовал его вновь. В тюрьме с ним обходились жестоко, и он часто писал своей жене письма с просьбами помочь ему с едой, одеждой и особенно с книгами. Тогда же де Сад начал писать свои первые пьесы, рассказы и новеллы.
В январе 1779 года были упрощены условия заключения. Ему предоставили перо и чернила, а также разрешили изредка ходить на прогулки. И только 13 июля 1781 года Мадам де Сад впервые получила разрешение на встречи с мужем, но из-за приступов агрессии и ревности, которые одолевали Донасьена каждый раз при виде жены, посещения прекратились, а мадам постриглась в монахини.
В 1782 году де Сад закончил работу над своим первым сборником литературных произведений. Самое известное произведение этого сборника — «Диалог между священником и умирающим» — будет неоднократно переиздан и станет первым знаменитым творением маркиза.

Бастилия
29 февраля 1784 года де Сада переводят в Бастилию, а Венсенский замок закрывают по экономическим причинам.
22 октября 1785 года Донасьен начал работу над романом «120 дней Содома». Через 37 дней де Сад закончил работу над манускриптом, который был написан на рулоне бумаги длиной около двадцати метров. Маркиз попытался спрятать его у себя в камере, но в 1789 году, когда Донасьена уже не было в Бастилии, охранник нашел эту рукопись и вынес её ещё до штурма крепости.
8 июля 1787 года Донасьен закончил работу над повестью «Несчастья добродетели». 7 марта 1788 года де Сад завершил свою очередную работу — один из шедевров французской новеллистики — «Евгению де Франваль».
27 апреля 1789 года вспыхнули народные беспорядки. Руководство тюрьмы решило усилить охрану. 2 июля де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов и призвал народ прийти и освободить их. 4 июля за скандальную выходку Донасьена перевели в лечебницу Шарантон, запретив ему забрать книги и рукописи, среди которых находилась рукопись «120 дней Содома». 14 июля Бастилию заняли народные толпы, началась Великая французская революция. При взятии Бастилии камера де Сада была разграблена и многие рукописи были сожжены.

Освобождение
2 апреля 1790 года, после девяти месяцев заключения, де Сад покинул Шарантон, и, по решению Национальной Ассамблеи, были отменены все обвинения, высказанные в lettres de cachet. На следующий день (3 апреля) мадам де Сад добилась в суде развода со своим мужем и обязала его выплатить ей компенсацию. 1 июля маркиз де Сад, под именем гражданин Луи Сад (citoyen Louis Sade), присоединился к одной из революционных группировок. 1—14 июля маркиз де Сад проживал у президентши де Флерье, которая была его любовницей с апреля по август этого года. 25 августа Маркиз де Сад познакомился с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая будет любовницей знаменитого писателя до последних дней его жизни.
В 1791 году де Сад опубликовал свой роман: «Жюстина, или несчастья добродетели» («Justine оu les malheurs de la vertu»). 22 октября того же года в одном из театров Парижа была поставлена драма маркиза де Сада «Граф Окстьерн или Последствия распутства», которую он закончил еще в Бастилии. Два дня спустя (24 ноября) Донасьен читал в «Комеди Франсэз» свою пьесу «Жан Лене или Осада Бове».

Революционные движения
В 1792 году де Сад продолжает писать пьесы и успешно показывать их во французских театрах. Но 5 марта группа якобинцев, так называемая «Якобинская клика», освистала комедию маркиза «Соблазнитель», которая была поставлена в «Комеди итальенн». 10 августа во франции произошло свержение монархии и установление «Первой республики». В этот же день французскими властями был варварски убит друг и соратник де Сада Станислас де Клермон-Тоннер (Stanislas de Clermont-Tonnerre). 17 октября Донасьена назначили комиссаром по формированию кавалерии, а также он был впредь обязан посещать все заседания его комитета, писать политические заметки и памфлеты. Именно в этот день группа неизвестных бунтовщиков ворвалась в родовой замок де Сада Лакост и полностью разграбила его. 30 октября де Сад был назначен комиссаром государственного Совета по здравоохранению. Его коллегами стали комиссары Карре и Дезормо.
1793-й год начался с казни короля Людовика XVI, которому 21 января отрубили голову с помощью гильотины. 13 января маркиза назначили присяжным революционного трибунала. 12 мая де Сад стал председателем революционной секции «Пик», но вскоре отказался от должности, передав её своему заместителю. Благодаря своему положению, 23 мая Донасьен смог добиться, чтобы все имена его родственников были внесены в список невиновных лиц (к тому времени на семью де Сада и семью его жены начались гонения). 15 ноября в Конвенте де Сад публично зачитал свой памфлет «Прошение секции Пик, адресованное представителям французского народа». На следующий день (16 ноября) Мария-Антуанетта была обезглавлена. 8 декабря по приказу полицейского департамента Парижа де Сада арестовали в его собственном доме, и отправили в тюрьму Мадлонетт. В ней, а также в ряде других тюрем, Донасьен просидит в течение 10 месяцев, в которые в стране начался якобинский террор. В конце срока суд вынес маркизу смертельный приговор, но де Саду удалось бежать.

Завещание
Перед смертью маркиз де Сад написал завещание, в котором раскаялся в своих заблуждениях и попросил похоронить его в лесу и насыпать на его могилу желудей, чтобы дорога к его могиле была забыта, а само имя его стерлось из памяти людей. Де Сад умер в Шарамтпме 2 декабря 1814 г. Его предсмертная воля была нарушена: тело Донасьена было вскрыто; Ленорман, по всей видимости местный священник, не был предупреждён, и де Сада по христианскому обычаю похоронили на кладбище в Сен-Морис. Погребение состоялось 4 (по некоторым данным 5-го) декабря 1814 года. По другой версии, его похоронили в глухом углу его собственного поместья.

Вопрос о порнографии
На протяжении более чем двух столетий идут споры, является ли творчество де Сада порнографией. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Около 90 % текста в романах де Сада «Жюстина», «Жюльетта», «120 дней Содома» составляет детальное описание извращенных форм секса. В механическом же описании де Сада чувствуется больше раскрытие человеческой природы, свободной от любых ограничений, подчас подчеркнуто гротескное, нарочито отталкивающее, доводящее идею вседозволенности до абсурда, возможно, даже сознательно. В перерывах между оргиями герои де Сада пускаются в философские рассуждения, этому посвящен и облаченный в художественную форму трактат «Философия в будуаре». Кроме того, из всего литературного наследия де Сада издаются только его скандально известные произведения, поэтому объективную оценку всему его творчеству дать крайне сложно.

Основные аспекты философии
-Отрицание традиционного для его времени деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. У де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов.
-Отрицание традиционного для его времени деления интеллектуальной элиты общества на христиан-консерваторов и гуманистов-антихристиан.
-Идея о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Аналогичные идеи были у Томаса Мальтуса.
-Интерес к поведению человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных, и заканчивая религиозными.
-Либертинаж.



Наследие

  1. Создание приемов шокирования потребителя художественной продукции, сильно повлиявших на развитие сюрреализма, экзистенциализма, и даже массовой культуры.
  2. Философское и эстетическое наследие либертинажа, гедонизма.
  3. Создание произведений, которые, поначалу вызывая естественный интерес, неминуемо приводят к отторжению своей нарочитой, запредельной, бессмысленной жестокостью, возможно, по замыслу автора, подталкивая, таким образом, человека в противоположную сторону от идеи вседозволенности, к условно-христианскому моральному кодексу.

    Наиболее значимые работы Маркиза де Сада
    • 1782: Диалог священника с умирающим;
    • 1785: Сто двадцать дней Содома, или Школа разврата;
    • 1787: Несчастья добродетели;
    • 1788: Жюстина, или Несчастная судьба добродетели;
    • 1788: Алин и Валькур, или Философский роман;
    • 1788: Дорси, или Капризы судьбы;
    • 1787—88: Сказки, басни и фаблио;
    • 1787—88, 1799: Преступления любви, героические и трагические новеллы, предваряемые Мыслями о романе;
    • 1791—93: Политические труды: Послание парижских граждан королю Франции, Секция Пик и т. п.;
    • 1790: Философия в будуаре;
    • 1790: Новая Жюстина, или Несчастья добродетели, или Успехи пророка;
    • 1790: Окстьерн, или Несчастья развратной жизни;
    • 1797: Жюльетта;
    • 1800: Обращение автора «Преступлений любви» к Вильтерку, презренному писаке;
    • 1803: Заметки к «Дням Флорбеля» под заглавием «Последние наблюдения и замечания к данному великому труду»;
    • 1812: Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская;
    • 1813: Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции.

      Фильмы на основе творчества Маркиза де Сада и о нем
      Жюстина, или Несчастья добродетели (Justine ovvero le disavventure della), 1969 г. — фильм режиссёра Хесуса Франко. Это первая большая экранизация одноименного романа Маркиза де Сада для массового зрителя.
      Режиссёр: Хесус Франко; в главных ролях: Клаус Кински, Ромина Пауэр, Мария Ром.

      «Сало, или 120 дней Садома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma), 1975 г. — фильм Пазолини, вольная экранизация романа «120 дней Содома». Действие перенесено в фашистскую республику Сало, 1944 год.
      Режиссёр: Паоло Пазолини; в главных ролях: Паоло Боначелли, Джорджо Катальди, Уберто Паоло Квинтавалле.

      «Перо Маркиза де Сада» (Quills), 2000 г. — действие происходит в 18 веке. Сексуальная, шокирующая история повествует о скандально известном Маркизе де Саде, о том, как его провокационное творчество перевернуло судьбы многих людей.
      Режиссёр: Филип Кауфман; в главных ролях: Джеффри Раш, Кейт Уинслет, Хоакин Феникс, Майкл Кейн.

      «Философия будуара Маркиза де Сада» (L Educazione sentimentale di Eugenie), 2004 г.
      Режиссёр: Аурелио Гримальди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий